Как известно, бас является самым низким мужским певческим голосом. А бас-профундо, или бас-октавист является тембром, по распространённости сравнимым, разве что, с не менее редким контра-тенором, обладатели которого напротив, берут невероятно высокие ноты и часто их голоса можно спутать с женскими. Но вернёмся к басам. Невероятно глубокий, обволакивающий, бас невозможно спутать ни с одним другим типом мужских голосов. Чаще всего басы находят своё место в духовной музыке, в составе церковных хоров. Но и в опере басы востребованны не меньше.
Самый низкий в истории бас был занесён в Книгу Рекордов Гиннеса — его обладатель был способен брать настолько низкие ноты, что их могло бы расслышать только ухо зверя, а для человека это представлялось возможным только с использованием специальной техники.
В нашей статье представлены лучшие оперные солисты России. А кого бы вы добавили в наш список?
Фёдор Шаляпин
Родился в крестьянской семье в Казани, в 1873 году. Стал первым человеком, кому было присуждено звание «Народный артист Республики» в 1918 году(прим.ред. — звание, которого удостаивались деятели культуры до введения звания «Народный артист СССР»). Великий русский бас, хорошо известный за рубежом. В детстве пел в церковном хоре, а позже поступил в Казанский оперный театр. Карьеру певца начинал с должности статиста в театре Серебрякова в 1890 году. Через 4 года Шаляпин переехал в Санкт-Петербург, где был принят в Императорский театр. Позже Федор Иванович стал солистом Мариинского театра. Успешно совмещал на сцене прекрасное владение поставленным голосом и актерский талант, что сделало его выдающимся солистом своего времени и эталонным басом современности. В 1922 году Шаляпин был вынужден навсегда покинуть родину из-за расхождения во взглядах с большевиками, он даже был лишён полученного ранее звания Народного артиста, в котором посмертно был восстановлен в конце 20-го века. В 1938 году Шаляпин скончался и был погребен в Париже, но позже останки певца были перезахоронены на Новодевичьем кладбище.
Николай Гяуров
Болгарский певец, тем не менее, получивший широкую известность на территории СССР, и неоднократно выступавший на лучших площадках в Союзе. Народный артист НРБ. В 1949 году учился в Софийской консерватории, а в 1950-м получил образование в Московской консерватории, после окончания которой стал солистом Софийской народной оперы. В 1957-м году дебютировал на сцене Венской государственной оперы и в Большом Театре СССР. Неоднократно выступал в ведущих оперных театрах мира — Ла-Скала, Ковент-Гарден, Парижской опере и других. Его мощный бас-кантанте хорошо вписывался в произведения Верди и Мусоргского. Исполнял заглавные партии в «Борисе Годунове», «Дон Кихоте» и «Мефистофеле». После нелестных отзывов критиков о его последних, совместных с женой гастролях в 2002-м году, Гяуров и его супруга, певица итальянского происхождения Мирелла Френи, навсегда отказались от выступлений в России. Спустя два года, в июне 2004-го, Николая Гяурова не стало в живых.
Вячеслав Почапский
Заслуженный артист России. Выпускник РАМ им. Гнесиных. За год до окончания академии, был принят в оперную труппу Большого театра. В его репертуар входят партии Чайковского, Римского-Корсакова, Рахманинова и других. Принимал участие в постановках «Князь Игорь» в Генуе, «Иоланта» в Хемнице и многих других европейских странах. В 1997 году получил звание Заслуженного артиста Российской федерации. Больше 20-ти лет Вячеслав исполняет партии баса на сцене Большого театра. Активно гастролирует за рубежом, сотрудничает с известными музыкантами и дирижёрами, постоянный участник различных международных фестивалей. Самой лучшей своей ролью Вячеслав Почапский называет партию Грозного в «Псковитянке» Римского-Корсакова.
Владимир Маторин
Родился в 1948 году в Москве. Советский и российский певец, солист Большого Театра. Заслуженный артист РСФСР и народный артист Российской Федерации. Выпускник РАМ им. Гнесиных. Дебютировал с партией Зарецкого в «Евгении Онегине». Международной музыкальной общественностью был признан лучшим исполнителем партии Бориса Годунова в одноименной опере. Гастролировал на всех континентах в операх, написанных Шостаковичем, Верди, Чайковским, Пуччини. В 1991-м году вошёл в состав оперной труппы Большого театра. Владимир Маторин — активный общественный деятель, в 2016-м году создал Фонд возрождения культуры и традиций малых городов Руси. Также певец регулярно выступает с программой духовной музыки совместно с капеллой музея «Московский Кремль» и даёт благотворительные концерты.
Евгений Никитин
Родился в 1973 году в Мурманске. Заслуженный артист России, лауреат международных конкурсов. В 1997 году стал выпускником консерватории им. Римского-Корсакова. Будучи студентом, был приглашен в труппу Мариинского театра. В его репертуаре особое место занимают вагнеровские партии в «Летучем Голландце», «Лоэнгрин». Активно гастролирует в Европе, Азии и Америке. Евгений Никитин — яркая и неординарная фигура на российской оперной сцене. Для поклонника тяжёлой музыки и в прошлом рок-музыканта, одна из его татуировок стала поводом для скандала на Вагнеровском фестивале в Байрейте, на котором Евгений должен был стать первым выступившим на фестивале российским солистом. Чему, к сожалению, не суждено было случиться, но сам факт приглашения на мероприятие такого масштаба говорит сам за себя. Один из главных «вагнеровских» бас-баритонов с выраженным драматическим талантом — так чаще всего о Евгении отзываются критики. На данный момент он является приглашенным солистом Метрополитен-опера.
Владимир Комович
Родился в Красноярске в 1991 году. В 2013 году стал выпускником Красноярской академии музыки и театра. Дебютировал в 2012 году в опере Римского-Корсакова «Садко» в партии Луки Зиновьича. Лауреат различных премий, имеет много наград, трижды становился лауреатом международных фестивалей. Ведущими в его репертуаре являются партии в операх Шостаковича, Верди, Чайковского, Мусоргского и других композиторов. В 2016-м году певец стал участником Молодёжной программы Большого театра, у солистов которого ранее брал частные уроки. Несмотря на юный для оперного певца возраст, Владимир уверенно движется к успеху и международному признанию, активно гастролируя за рубежом в составе оперной труппы Большого театра, с 2017-го года став его полноценным солистом.
Дмитрий Белосельский
Родился в Павлограде в 1975 году. В 2001 году стал выпускником Государственного музыкального училища им. Гнесиных в Москве. Ещё будучи студентом, стал солистом Московского камерного хора. Исполнял духовные произведения в составе хора Сретенского монастыря. Выступал на ведущих театральных сценах Европы, Азии, Америки и Австралии. Знаменит партиями Заккария в «Набукко» Верди, Эскамильо в «Кармен» Бизе, Мефистофеля в «Проклятии Фауста». В 2010-м году вошёл в состав оперной труппы Большого театра, где исполнил 7 партий, и в том же году был награждён званием «Заслуженный артист России», а уже в 2015-м стал обладателем национальной театральной премии » Золотая Маска». Является постоянным приглашённым солистом престижного театра «Ла Скала», также часто сотрудничает с Метрополитен-оперой и Венской оперой. Много и часто гастролирует за рубежом.
Алексей Тихомиров
Родился в 1979 году в Казани. Окончил Казанское музыкальное училище по классу дирижирования, позже продолжив обучение в Казанской государственной консерватории, став выпускником её вокального факультета и факультета дирижирования. Принимал участие в опере «Руслан и Людмила» в Большом театре. С 2005-го года является солистом московского театра «Геликон-Опера». В 2010-м году дебютировал в Большом театре в партии Зарастро, в «Волшебной флейте» В. А. Моцарта. Участвовал в исполнении рождественского концерта Гевандхаус-оркестра в Лейпциге. Является лауреатом Международного конкурса оперных артистов Галины Вишневской и победителем Первого республиканского конкурса и обладателем звания «Лучший молодой бас Татарстана».
Ильдар Абдразаков
Заслуженный артист России и обладатель Гран-при различных международных конкурсов и звания «Лучший бас мира». Родился в Уфе в 1976 году. Обучаться вокалу начал с детства и в 18 лет стал солистом Башкирского государственного театра оперы и балета. Дебютировал в 1998 году в партии Фигаро, в опере «Свадьба Фигаро». Международная карьера Абдразакова берёт своё начало в 2001 году. Выступал на сцене Ла Скала, «Метрополитен-Опера», Карнеги-холл. В его репертуар входят оперы таких композиторов, как Верди, Оффенбаха и Берлиоза. С 2015 года руководит международной академией музыки Елены Образцовой в Санкт-Петербурге. Самый известный русский бас на российской оперной сцене, признанный за рубежом. Критики называют Ильдара Абдразакова не иначе чем «царь-бас», как в своё время называли Фёдора Шаляпина. Частый партнёр по сцене другой российской оперной звезды — сопрано Анны Нетребко.
Аскар Абдразаков
Народный артист Башкортостана. Солист Мариинского театра. Лауреат международных конкурсов. С 2019-го года является советником по культуре и искусству Врио главы Республики Башкортостан. Родился в Уфе в 1969 году. В 1994-м стал выпускником Уфимского государственного института искусств. Старший брат Ильдара Абдразакова. Заслуженный работник культуры Башкирской АССР. Выступал в Вашингтонской опере, афинском Мегарон-холле, генуэзском Театре Карло Феличе и на многих других площадках. Сотрудничал со многими именитыми дирижерами, такими как Клаудио Аббадо, Бертран де Бийи, Клод Казадезюс. Среди его партнеров были Мирелла Френи, Ферруччо Фурланетто. В его репертуаре партии баса Тринадцатой симфонии Шостаковича, реквиемах Верди, Дворжака и Моцарта. Награждён орденом Салавата Юлаева «за высокое профессиональное мастерство и большой вклад в развитие культуры и искусства».