Важная часть любого мероприятия — это звуковое сопровождение. Для проведения презентаций, праздников и концертов важно подобрать подходящее оборудование. И если в случае с презентацией технические требования зачастую минимальны, то определиться с нужной аппаратурой для более масштабных задач сложнее, особенно если в мероприятии задействованы музыканты, как правило, имеющие свой технический райдер. Хотите попробовать себя в качестве звукорежиссёра, но не знаете, с чего начать? Или, может, ищете хорошего диджея с оборудованием на праздник? Сегодня мы делимся чек-листом необходимого технического минимума для оснащения мероприятий. Возможно, он пригодится для старта вашей карьеры, или поможет лучше разобраться в вопросе, подобрать специалиста. Кстати, вы всегда можете обратиться к нам.
Колонки
В первую очередь важны, конечно, хорошие колонки. Рассчитать необходимую мощность довольно просто: для закрытых помещений умножаем количество гостей на 10, и получаем значение Ватт, достаточное для озвучки. Тот же метод применяется и для открытых площадок, только в этом случае количество гостей следует умножать на 20. При выборе подходящей модели вы, вероятно, не раз столкнётесь с такими определениями, как активные и пассивные колонки. Стандартная акустическая система включает в себя пассивные колонки и усилитель, но в последнее время большинство звукорежиссёров и просто любителей хорошего звука делает выбор в пользу активных, а в интернете можно встретить даже множество мастер-классов по переделке пассивных колонок в активные. Значит ли это, что пассивные колонки хуже? Чем они отличаются и на что это влияет? Давайте разбираться.
Активные колонки нуждаются в отдельном подключении к электросети и, как минимум, имеют встроенный усилитель. Те, кто предпочитает активные системы, отмечают их компактность, меньший вес, отсутствие заморочек с большим количеством проводов. Из минусов же можно выделить чувствительность к перепадам электричества. Активные системы редко используют для работы на открытых площадках, чаще их выбирают для работы в помещении, в связи с высоким риском заработать удар током или попросту сжечь колонку в случае неблагоприятных погодных условий.
Пассивные колонки подключаются напрямую в устройство и не нуждаются в дополнительном питании. Однако не имеют никаких дополнительных настроек, поэтому их зачастую комбинируют с усилителями или сабвуферами. Без этих примочек они будут работать, но громкость звука будет ограничена устройством воспроизведения (компьютер, телефон). Среди плюсов выделяют простоту настройки пассивных колонок и широкий выбор среди усилителей, а также безопасность использования на открытых площадках, что делает пассивные колонки идеальным концертным вариантом. При этом стоит отметить, что пассивные системы отличаются немалым весом, и в случае использования сложных систем усиления понадобится большое количество дополнительного оборудования.
Пульт
Также вам понадобится диджейский пульт, или микшер. С него звукорежиссёр управляет всей акустической системой — регулирует подачу звука, настраивает звучание микрофонов и т.д. При помощи пульта звукорежиссёр сводит все инструменты и прочие звучки в единую аудиодорожку, которая затем направляется в выбранные колонки. Микшеры бывают цифровыми и аналоговыми. Цифровые стоят дороже, но и возможности у них больше, нежели у аналоговых. Например, цифровым пультом можно управлять с планшета, в то время как для работы с аналоговым нужно прямое управление. Также у аналоговых пультов отсутствует возможность обработки звука, вернее, различные компрессоры и ревербераторы владельцу аналогового пульта придётся докупать отдельно. На качество звучания прямым образом влияет то, какие предусилители установлены в пульте, а это уже возвращает нас к вопросу о стоимости.
В случае, если вы планируете работать с озвучкой частных праздников и небольших мероприятий, вам должно хватить функционала бюджетной аналоговой модели.
Если же планируете работу с масштабными событиями, крупными концертами и фестивалями, то лучше вложиться в цифровой микшер.
Мониторы
Сценические мониторы нужны, чтобы обеспечить выступающим комфортные условия. По сути, это то же самое что и колонки, только более специализированные и подороже. Каждый монитор создаёт своё звуковое поле и настраивается индивидуально, так, чтобы каждый музыкант слышал сам себя, а не звук из зала и других участников коллектива. Существуют также ушные, или внутриканальные мониторы для выступающих, внешне ничем не отличающиеся от «наушников-затычек». Многие отмечают их качественное преимущество по сравнению с напольными мониторами и удобство использования. По этой причине системы персонального мониторинга пользуются большей популярностью.
Использование мониторов помогает музыкантам и звукорежиссёру легче настроиться, так как они видят чистую картинку без искажений. Заменить мониторы колонками можно, но результат будет отличаться не в лучшую сторону для комфорта выступающих и звукорежиссёра. Колонки лучше подходят для работы дома, в студии. Мониторы же для мероприятий. Однако если бюджет «хромает на обе ноги», можно обойтись и колонками.
Усилители
Также вам могут понадобиться усилители. Их назначение понятно уже из самого названия. Здесь важно запомнить всего одно главное правило: чем мощнее колонки, тем мощнее усилители вам потребуются.
Микрофоны
Для большинства мероприятий подойдут пользующиеся популярностью динамические микрофоны фирм SHURE и Behringer, имеющие в своём ассортименте как бюджетные модели, так и солидные, вполне подходящие для масштабных концертов. Конечно, вряд ли вы обойдётесь одним микрофоном, особенно если речь идёт о корпоративе или презентации, например. Часто микрофоном пользуется несколько человек одновременно, и чтобы предусмотреть разные ситуации, желательно иметь в арсенале не менее трёх экземпляров. Все микрофоны делятся на два типа: динамические и конденсаторные. Не будем вдаваться в особенности и различия строения микрофонов, а лучше перейдём сразу к основному, то бишь вопросу: чем же они отличаются и какой лучше выбрать?
Динамические микрофоны за счёт своей конструкции способны выдерживать большее звуковое давление, чем конденсаторные, поэтому их чаще всего используют в качестве концертных, а значит это именно тот вариант, который нам нужен.
Конденсаторные микрофоны потребуют фантомного питания, и в отличие от динамического имеют большую чувствительность, что как нельзя лучше подходит для озвучки роликов, начитки книг и создания популярных нынче ASMR-видео. Также чаще всего именно конденсаторные микрофоны используются для записи вокала в студии.
Зачастую, чтобы добиться более яркого, насыщенного звучания, для концертов выставляются сразу несколько видов микрофонов, как конденсаторные, так и динамические. Но для проведения мероприятий вам вполне хватит и нескольких динамических.
С перечисленным комплектом аппаратуры вы можете предоставлять свои услуги диджея и звукорежиссёра на праздник. Конечно, со временем ваш арсенал будет расширяться и пополняться новыми «примочками», возможно, вы захотите приобрести виниловый проигрыватель, секвенсор и другое оборудование, но для начала пути звукорежиссёра, функционала описанного в нашей статье должно хватить. Удачи!