Главная Статьи Оркестр Самые знаменитые дирижеры мира: 10 лучших
Оркестр

Самые знаменитые дирижеры мира: 10 лучших

Профессия дирижера относительно молодая. Раньше роли руководителя оркестра выполнял сам композитор, скрипач или музыкант, игравший на клавесине. В те времена дирижеры обходились без палочки. Потребность в руководителе оркестра возникла в конце 19 века, когда возросло количество музыкантов, и они физически не могли услышать друг друга. Основоположниками дирижирования как вида искусства стали Бетховен, Вагнер и Мендельсон. Сегодня число участников оркестра может достигать до 120 человек. Именно от дирижера зависит слаженность, звучание, общее впечатление от произведения.

Знаменитые дирижеры мирового масштаба

Лучшие дирижеры мира заслуженно удостоились этого звания, поскольку смогли дать новое звучание знакомым произведениям, они сумели «понять» композитора, представить особенности эпохи, в которой творил автор, выразить чувства гармонией звуков и затронуть каждого слушателя.

Дирижеру недостаточно стоять во главе оркестра, чтобы коллектив музыкантов сумел вовремя вступать в ноты. Руководитель не просто задает такт и ритм оперы. Он выступает дешифровщиком записи, обязуется как можно точнее передать настроение самого автора, смысл, которым творец хотел поделиться с аудиторией, попытаться понять и возродить «дух произведения». Именно эти качества делают дирижера гением. Список известных дирижеров мирового масштаба состоит из таких личностей.

Сэр Томас Бичем

Знаменитые дирижеры мира ассоциируются с именем Томаса Бичема. Он начал карьеру в 1909 году в Англии. За время работы провел концерты в Куинс-Холл в Лондоне, Кролль-опере в Берлине, в Ковент-Гарден в Лондоне, совершил турне по США. Под его началом был создан Новый симфонический оркестр (1906 г), Лондонский филармонический оркестр (1932 г), Королевский филармонический оркестр (1946 г).

Это неординарный человек, который оставил след в музыкальном искусстве, не имея дирижерского образования. Особый вклад Битчема в музыкальное искусство в том, что он сумел интерпретировать классические произведения, его дирижерская работа отличалась новаторским взглядом, он добивался чистоты звучания каждого музыкального произведения. Его сила воздействия на музыкантов заключалась в гипнотическом влиянии и возможностью одним жестом показать, чего он ожидает от каждого члена оркестра. Ни одно его движение не было отрепетировано заранее, сила экспрессии передавалась всем участникам коллектива.

Под управлением Томаса Бичема впервые было записано произведение в выполнении оперного оркестра на пластинку. Он популяризировал классическое искусство. За заслуги удостоен титула сэра в 1916 г.

Карло Мария Джулини

Итальянский дирижер, который считал своей целью оживить математику знаков на страницах нот в звучание музыки. Он прожил долгую жизнь (91 год), посвятил активной работе несколько десятилетий.

Карло Мария Джулини получил образование по классу скрипки. Дебют за дирижерским пультом произошел в 1944 году в освобожденном Риме. Наиболее заметные достижения состоялись во время работы в Ла Скала, где под его руководством поставили десятки опер и концертов. Карло Мария Джулини преуспел в дирижировании оперных и симфонических концертов. Наибольшую известность он получил как интерпретатор духовной и симфонической музыки 18-19 века.

Стиль его работы включает динамичность и лирическую теплоту, которым предшествовали долгие часы репетиций. Он контролировал каждый динамический отрывок концерта, не позволяя музыкантам выпадать из общего звучания.

Артуро Тосканини

Мировые дирижеры равнялись на стиль, трудоспособность итальянца Артуро Тосканини. Выходец из семьи портного с раннего детства подавал большие надежды как музыкант. Получал стипендию в Пармской Королевской музыкальной школе по классу фортепиано, виолончели, композиции.

Дирижер Тосканини «родился» случайно. Во время одного из концертов в Бразилии пришлось встать за пульт. Тогда Артуро Тосканини по памяти дирижировал «Аиду». Благодаря случаю мир получил одного из лучших дирижеров 19-20 веков. Артуро Тосканини дирижировал в 20 итальянских городах, 15 лет занимал должность дирижера в театре Ла Скала. С 1908 года работал в США в Метрополитен-опера, благодаря чему американское оперное искусство пережило период расцвета.

Великие дирижеры мира склонны к перфекционизму. Таким был и Артуро Тосканини. Несмотря на оглушительные овации после каждого концерта, он продолжал репетиции, пытался понять, «как написано» произведение автором, чтобы воспроизвести его так, как хотел бы сам композитор.

Вильгельм Фуртвенглер

Немецкий корифей дирижерского искусства, которому не посчастливилось работать в фашистской Германии, Вильгельм Фуртвенглер, по праву заслужил овации зрителей и хвалебные отзывы критиков.

Он родился в зажиточной аристократической семье, получил отличное образование, его карьера развивалась стремительно, и уже в молодом возрасте Вильгельм Фуртвенглер дирижирует в Берлинской государственной опере, затем в Берлинской филармонии, руководит Лейпцигским оркестром Гевандхаус. За период деятельности обрел мировую популярность. Он запомнился как интерпретатор классических немецких произведений.

Особенность стиля Фуртвенглера заключается в уникальной технике. Его движения казались иногда неуклюжими, не всегда отвечавшими ритму, словно человек полностью охвачен влиянием музыки и пребывает в своем мире. Но музыканты улавливали эмоции, посыл дирижера, и могли с легкостью воссоздать чувства через звучание.

Николаус Арнонкур

Великие дирижеры совершали революцию звука и понимания самого музыкального произведения. Именно эта заслуга принесла Николаусу Арнонкуру мировое признание. Он открыл новое направление, которое сегодня называют «аутентизм». Это значит понять главную идею, описанную в партитуре.

Николаус Арнонкур сделал настоящий прорыв в воспроизведении старинных произведений. Он пытался понять, как жил, в каких условиях творил композитор, для каких инструментов была написана партия. Для этого отыскивал старинные инструменты, и пробовал играть на них. Дирижер был уверен, что каждое произведение требует своего звучания.

Признание дирижеру пришло в конце 20 века. Он был удостоен Премии Роберта Шумана, Премии Киото, Лейпцигской Баховской медали, и даже Гремми в 2001 году.

Клаудио Аббадо

Известные зарубежные дирижеры ассоциируются с именем Клаудио Аббадо. Итальянский дирижер, сын известного музыканта, учился в миланской консерватории, усовершенствовал технику в венской Академии музыки и сценического искусства.

Первое признание как дирижера пришло после победы на конкурсе Кусевицкого, а затем в Международном конкурсе начинающих дирижёров им. Д. Митропулоса в Нью-Йорке. В последствии Клаудио Аббадо-дирижер открыл двери лучших мировых театров и работал с Венским, Лондонским, Берлинским оркестрами.

Клаудио Аббадо дирижировал классические и современные произведения. Критики и слушатели отмечали, что под его руководством оркестр звучит как один музыкальный инструмент.

Леонард Бернстайн

Леонард Бернстайн не хотел быть кем-то одним: ему нравилось играть, писать музыку, дирижировать и преподавать. Все это он воплотил в жизнь, хотя его имя в первую очередь ассоциируется с самыми известными дирижерами мира. Леонард Бернстайн стал музыкантом случайно, прикоснувшись к фортепиано в десятилетнем возрасте. Так же случайно дирижировал первый концерт без единой репетиции, когда понадобилось заменить коллегу. Первый проведенный концерт в Нью-Йоркской филармонии имел ошеломляющий успех и хвалебные отзывы в газете «Таймс».

Бернстайн был первым американцем, который стоял за пультом сцены Ла Скала. В его стиле дирижирования преобладало стремление к динамичности, красочности, экспрессии. Его трактовки классических произведений могли вызывать споры, но никогда не оставляли слушателей равнодушными. Он окончил карьеру в 1990, вскоре после этого скончался от рака.

Карлос Клайбер

Дирижер Клайбер родился в Германии, но семья вынуждена была эмигрировать в Аргентину, опасаясь преследований фашистов. Он вернулся в Европу для получения образования. Его дебют состоялся в 1954 году в Постдаме. Карлос Клайбер работал в театрах Швейцарии и Германии. Под его руководством звучали оркестры в Венской государственной опере, Ковент-Гарден, Ла Скале, Метрополитен-опера.

Карлос Клайбер как дирижер нечасто вставал за пульт, но каждое его появление перед оркестром становилось настоящим музыкальным событием. Современники называли его «сенсацией музыкального явления своего времени», который умеет заглянуть в тайны партитуры. Он был требовательным к своей технике, его видение музыки было уникально, что позволяло захватывать все внимание публики. Маэстро знал, что он хочет услышать от музыкантов, и умел объяснить свое понимание произведения.
Английский журнал BBC Music Magazine в 2011 провел опрос, согласно которому Карлос Клайбер признан лучшим дирижером мира.

Бернард Хайтинк

Голландский дирижер Бернард Хайтинк учился игре на скрипке, а с 1954 года начал обучение дирижированию. Он сделал головокружительную карьеру: возглавлял Лондонский филармонический оркестр, Дрезденскую государственную капеллу, оперный театр Ковент-Гарден, Чикагский симфонический оркестр. Под руководством мастера звучали произведения Бетховена, Шестаковича, Чайковского, Малера. Он делал записи фортепианных концертов, дирижировал оперу и современные произведения.

Его мировое признание вполне заслуженное. Особенность таланта корифея в том, что под его руководством каждое произведение звучит естественно, легко, а стиль просто распознать во всех работах. Бернард Хайтинк вошел в список лучших мировых дирижеров всех времен по версии журнала BBC Music Magazine, а также удостоился многих наград, в том числе Грэмми и Музыкант Года (2007 год). Но главное признание — восторг публики.

Сценическая деятельность была завершена в 2019 году, когда дирижер отпраздновал 90-летний юбилей. Последний концерт состоялся на Люцернском фестивале в Швейцарии.

Сэр Саймон Рэттл

Британец Сэр Саймон Рэттл возглавляет списки лучших дирижеров современности. Он руководил Симфоническим оркестром Бирмингема, стоял за пультом Берлинской филармонии, был руководителем Лондонского симфонического оркестра. В 1987 году Рэттл-дирижер удостоился звания рыцаря-бакалавра. В 2010 году проведенного британским изданием BBC Music Magazine сэр Саймон Рэттл занял шестое место (из ста предложенных кандидатур) как выдающийся дирижер всех времен.

Наибольшую известность он получил за интерпретации произведений 19-20 века. Сэр Саймон Рэттл дирижировал разную музыку: современные произведения для фильмов и воспроизведения классики на старинных музыкальных инструментах.

На данный момент Сэр Саймон Рэттл является главным дирижером берлинской филармонии, а с 2023 года под его руководством будет выступать главный симфонический оркестр баварского радио. Дирижера по праву называют мастером художественного разнообразия. Благодаря харизме дирижера и его умению подойти к произведениям с новым взглядом, ему удастся искренне увлечь музыкой новое поколение слушателей.

От чего зависит известность дирижера

Самые известные дирижеры мира не ставили главной целью, достичь мировое признание. Они просто творили, упорно репетировали, восторгались самим процессом. Оказаться на вершине профессиональной популярности возможно, если в одном человеке соберутся такие качества как талант, склонность к обучению, настойчивость, терпеливость, труд и любовь к музыке.

Этой профессии невозможно обучиться полностью. Знаменитые дирижеры вырабатывают технику, ищут свой индивидуальный почерк на протяжении всей жизни, учатся понимать разные оркестры. Тогда при одном взмахе палочки рождается больше, чем мелодия — рождаются чувства.

Рубрики

Статьи по теме

ДиджейЗвездыОркестрСтатьиФестивали

Главные летние музыкальные фестивали России

«Музыкальный фестиваль» — как много смыслов в этом словосочетании! Для одних —...

Оркестр

Человек-оркестр Владимир Яцкевич

Говорят, что талантливый человек талантлив во всем. И личность Владимира Яцкевича это...

Оркестр

10 лучших известных оперных дирижеров

Музыкальные ансамбли известны с давних времен по гравюрам и картинам из Греции...

Оркестр

Список знаменитых дирижеров России: ТОП 20

Россия обладает богатейшими музыкальными традициями, а благодаря преемственности и качественной системе музыкального...