Главная Статьи Оркестр Самые востребованные молодые дирижеры
Оркестр

Самые востребованные молодые дирижеры

Начинающих исполнителей принято поддерживать, предоставлять им возможности совершенствовать профессиональное мастерство. Несколько особняком среди всех музыкантов находятся молодые дирижеры России. Не все из них приходят к осознанию собственного призвания в юном возрасте, получают возможность набраться опыта самостоятельной работы. Тем не менее, можно говорить о достаточной большой группе талантов, уже добившихся известности в стране и за рубежом.

О молодых дирижерах

Профессиональное музыкальное образование в России подвержено переменам. Далеко не все из них воспринимаются участниками процесса одобрительно. Традиционную систему подготовки музыканта, последовательного проходившего по цепочке школа-училище-ВУЗ, пытаются модернизировать. В складывающихся обстоятельствах молодой русский дирижер попадает в особенно затруднительное положение:

  • как правило, ступает на эту стезю, уже овладев другой музыкальной специальностью (или несколькими). А за получение второго высшего образования в России полагается платить;
  • процесс обучения не предусматривает возможности совершенствовать практические профессиональные навыки – работать с оркестрами. Невозможно представить, чтобы в такой ситуации оказались скрипачи, пианисты, которым предложат совершенствоваться, практически не пользуясь инструментами;
  • в явном дефиците высококлассные педагоги-дирижеры;
  • сложно трудоустроиться, когда обучение завершится. Нет спроса ни на ассистентов, ни на стажеров.

Молодому дарованию непросто пробиться, дирижер-выпускник консерватории никому не нужен. Обратная сторона медали: когда Московскому театру оперетты понадобился дирижер, тонко осознающий специфику жанра, долго не могли найти отобрать специалиста по конкурсу. Дирижер — творческая профессия. Человек за пультом оказывает огромное влияние не только на оркестр, но и — опосредованно — на аудиторию, формирует ее вкусы и предпочтения. И аудитория эта не ограничивается теми, кто непосредственно присутствовал при исполнении музыкального произведения.

Лучшие молодые дирижеры

Сложности профессионального становления огромны. Однако они успешно преодолеваются талантливыми музыкантами, которые уже в достаточно юном возрасте успевают заявить о себе за дирижерским пультом.

Юрий Иванович Симонов, бессменно возглавляющий жюри на Всероссийских музыкальных конкурсах, полагает, что становлению дирижера способствует несколько факторов:

  • формируется как музыкант с раннего возраста;
  • наделен даром выразить собственную музыкальность. Поэтому его ценят и артисты оркестра, и публика;
  • занимался под руководством хорошего педагога.

Владимир Яцкевич

Заметная фигура среди молодых дирижеров Москвы. Еще обучаясь хоровому и оперно-симфоническому дирижированию, посещает мастер-классы, выступает в конкурсах. С призванием определился во время работы в Центре оперного пения. Опера настолько увлекла Владимира Яцкевича, что хормейстер даже выступил как актер, когда Гинтарас Ринкявичюс ставил «Бориса Годунова». Позже он станет хормейстером и дирижером в ряде спектаклей Центра.

В 2014 году Владимир Яцкевич основал проект молодежного оперного театра. Он выступает также как художественный руководитель «Сити Оперы». Интенсивность его деятельности заслуживает особого внимания. Он возглавляет собственный продюсерский центр, симфонический оркестр «Сити», «Сити Оперу», камерный хор профсоюза Большого театра, оркестр Высшей школы экономики.

Активно концертирует (более ста выступлений в 2014-2020 гг.). Став во главе «Сити Оперы», за первый год предложил вниманию публики по полтора десятка оперных спектаклей и симфонических программ.

Азим Каримов

В 2020 году Московский государственный симфонический оркестр получил нового дирижера. Азим Каримов стал известен как руководитель камерного студенческого оркестра «Entre Nous», который основал в 2009 году. Его коллектив успешно концертировал. Ему достались в 2011 году Гран-При и Золотая медаль «Young Prague International music festival».
Дирижерское мастерство оттачивал в классе профессора Г. Н. Рождественского. Получает премии международных конкурсов — будапештского «Антал Дорати» (2018), в Алматы (2019).

Дирижер-ассистент Азим Каримовработает с Владимиром и Михаилом Юровскими, Мартином Браббинсом и Майклом Гриффитсом. В 2018-м получает из Японии приглашение возглавить Киотский музыкальный фестиваль. Приглашается на сезон 2019-2020 в Экс-ан-Прованс, поучаствовать в международном фестивале оперной и классической музыки. Ставит оперу-притчу «Река Керлью» Б. Бриттена (проект поддерживало британское посольство). Англичан явно заинтересовали спектакли, показанные годом ранее на лондонском фестивале «Changing Faces» (опера «Мавра», балет-пантомима «Байка про лису, петуха, кота да барана».

В 2019-м получил первый опыт работы главным дирижером камерного оркестра.

Николай Цинман

Пожалуй, самый молодой современный российский дирижер — ярко проявил себя, едва перешагнув рубеж 20-летия. Стремится совершенствоваться, занимаясь у выдающихся педагогов, ассистируя мастерам. Его привлекают на мастер-классы, курсы Ю. И. Симонов и Теодор Курентзис. Он ассистирует Даниэле Гатти, Александру Лазареву, Леонарду Слаткину.

Николаю Цинмана приглашают дирижировать известными оркестрами (Камерным – в Большом театре, симфоническим – Мариинского театра, Центра оперного пения и др.). Он впервые представил миру оперу «Преступление и наказание» К. Арсамиковой. был приглашен в в оперный театр «Conlucia» — поставить оперу Доницетти «Любовный напиток».

Дмитрий Крюков

Прошел замечательную школу как ассистент Г. Рождественского на протяжении 2012-2018 гг. самостоятельно концертирует с 2010 года. Относит себя к старой дирижерской школе, поддерживаемой его учителями – В. Полянским, Г. Рождественским.

С 2019 года стал главным приглашенным дирижером симфонического оркестра в Уфе. С 2020-го- дирижирует оркестром Саратовской филармонии. Стремится поддерживать обширный репертуар. Это подтверждается наличием в нем таких разноплановых произведений как «Царская невеста» Римского-Корсакова, кантата «Жалобная песнь» Г. Малера, «Фрида и Диего» К. Ахо, «Тангейзер» Вагнера.

Дмитрий Крюков стремится увлечь слушателей не только Бахом и Моцартом, но и Губайдулиной, и совсем юным Рахат-Би Абдысагиным.

Михаил Мосенков

Уроженца Ярославля, более пяти лет проработавшего дирижером в симфоническом оркестре Казани, пригласили на пост главного в Красноярск. Там еще совсем молодой дирижер произвел приятное впечатление, управляя исполнителями концерта памяти Е. Светланова.

Евгений Светланов – кумир Михаила Мосенкова, одного из двухсот человек, собравших полностью записанную мэтром антологию русской классической музыки и уже исполнившего его «Калину красную».

Михаил Мосенков ценит возможность поработать с музыкантами, игравшими под началом Ивана Шпиллера. Ведь это выдающаяся фигура, принесшая красноярскому симфоническому оркестру мировую известность.

Антон Лубченко

Добился немалых успехов как композитор, написал оперу «Невский проспект» (2005, по Гоголю), оперу «Сын человеческий» (2006, отклик на трагедию Беслана), альбом «Кармадонская соната» (2007). В 2008-м создает саундтрек к фильму (за три ночи!), снятому по мотивам «Преступления и наказания» и «Симфонию с 9 вариациями», по которой П. Куанц поставил балет.

В возрасте 24 лет начинает успешно дирижировать. С ним сотрудничают Мариинский театр, Санкт-Петербургская филармония, оркестр Большого Эрмитажа, симфонические оркестры Пекина и Линца (Брукнерхаус), государственной капеллы Саксонии и «Новая Россия».

Антон Лубченко проявил себя как художественный руководитель и дирижер театра оперы и балета (Владивосток, 2013-2015), симфонического оркестра (Сочи, с 2018-го).
Ведет активную общественную деятельность, много пишет, концертирует.

Дмитрий Юровский

Правнук, сын и брат известных дирижеров вырос в уникальном музыкальном окружении. В 10-летнем возрасте уроженец Москвы оказался в Германии, где получил гражданство.
Ассистировал отцу, Михаилу Юровскому, который записывал с оркестром берлинского радио «Бориса Годунова», ставил «Парсифаля» в Генуе.

Самостоятельно дирижирует с 25 лет, с 2005-го. Через шесть лет ему предложили стать главным дирижером Королевской фламандской оперы (Антверпен, Гент) и московского симфонического оркестра «Русская филармония».

С 2015-го руководит театром оперы и балета в Новосибирске (главный дирижер, музыкальный руководитель).

Подведем итоги

Пути, которыми получившие известность молодые российские дирижеры идут к признанию, непросты и извилисты. Даже самым талантливым далеко не сразу удается утвердиться за пультом, чтобы руководить сильными музыкальными коллективами.

Тем не менее, отечественная дирижерская школа вправе гордиться, что ею подготовлены такие блестящие мастера. Они заслужили славу в стране и за рубежом, стремятся популяризовать классическую музыку как важнейшую составляющую культуры.

Чтобы таланты могли пробиться, им требуется серьезная поддержка на государственном уровне. Ведь становление дирижера занимает многие годы, наполненные тяжелым трудом. Зато это поприще дает возможность творить, находить новое прочтение уже известных произведений, прививать широкой публике любовь к классической музыке, создавать интересные музыкальные коллективы.

Рубрики

Статьи по теме

ДиджейЗвездыОркестрСтатьиФестивали

Главные летние музыкальные фестивали России

«Музыкальный фестиваль» — как много смыслов в этом словосочетании! Для одних —...

Оркестр

Человек-оркестр Владимир Яцкевич

Говорят, что талантливый человек талантлив во всем. И личность Владимира Яцкевича это...

Оркестр

10 лучших известных оперных дирижеров

Музыкальные ансамбли известны с давних времен по гравюрам и картинам из Греции...

Оркестр

Самые знаменитые дирижеры мира: 10 лучших

Профессия дирижера относительно молодая. Раньше роли руководителя оркестра выполнял сам композитор, скрипач...