Главная Статьи Композиторы Знаменитые тандемы кинорежиссёров и композиторов
КомпозиторыРежиссеры

Знаменитые тандемы кинорежиссёров и композиторов

На первый взгляд, может показаться что саундтреки к фильмам не очень-то и нужны, ведь главное по идее то, что мы видим: как развивается сюжет, как прописаны диалоги, как актёры отыгрывают свои роли. Музыка здесь служит фоном, на котором разворачивается главное действо. Но на самом деле, от музыкального сопровождения зависит очень многое. Есть куча культовых фильмов и не меньше культовых саундтреков к ним, недаром есть целые номинации Оскара за лучшее музыкальное оформление. А некоторые произведения и вовсе становятся визитной карточкой того или иного фильма и его неотъемлемой частью. В отдельных случаях, бывает, саундтрек обретает известность даже большую, чем сам фильм, к которому он был написан. Сложно, наверное, найти человека, который не был бы знаком с киноэпопеей Джорджа Лукаса «Звёздные войны». Но даже те, кто каким-то образом упустил эту ленту из виду, наверняка слышали хотя бы раз в жизни знаменитый «Имперский марш», ведь такие вещи надолго запоминаются и плотно интегрируются в поп-культуру, на них делается множество отсылок в самых разных шоу, фильмах и даже в рекламе. Создание музыки для фильмов — особый талант, и найти композитора, который правильно поймёт направление мысли и сможет точно передать настроение , дорогого стоит. В нашей статье мы расскажем о тех счастливчиках, которым удалось найти талантливых единомышленников и навсегда вписать свои имена в список величайших дуэтов в истории кино.

Дэнни Элфман и Тим Бёртон

Открывает наш список творческий дуэт главного «мрачного сказочника» Голливуда Тима Бёртона и его друга, бывшего рок-музыканта Дэнни Элфмана. С самой первой встречи они поняли, что у них слишком много общего — оба были «фриками», выросли в одной культурной среде и имели похожие увлечения и тяготели к мистике и малобюджетным фильмам ужасов. Работа над саундтреком к «Большому приключению Пи-Ви» (первому фильму Тима Бёртона), стала первой серьёзной работой Дэнни Элфмана в качестве композитора. Музыкант поначалу с иронией отнёсся к тому, чтобы его музыку использовали в качестве саундтрека и до конца не верил в успех этой затеи, однако в ближайшее же время после начала работы над ним, стало ясно, что Элфмана ждёт большое будущее в качестве кинокомпозитора, и это не последнее их сотрудничество с Бёртоном. Тим и Дэнни понимали друг друга с полуслова, буквально заканчивая друг за друга предложения и получая настоящее удовольствие от творческого процесса. После выхода «Большого приключения Пи-Ви» на экраны, Элфман стал получать множество предложений о работе над, по большей части, комедийными фильмами в качестве композитора, и прочно укрепил свои позиции в Голливуде. А когда Бёртон снимал свой второй фильм — комедийный фильм ужасов «Битлджус», вопрос о выборе композитора даже не стоял. За годы дружбы и работы Дэнни Элфман написал музыку к 19 картинам Тима Бёртона, а также он значится композитором в анонсированных проектах режиссёра.

 

Александр Деспла и Уэс Андерсон

Ещё один сказочник и по-своему «фрик» — Уэс Андерсон. Только, в отличие от фильмов Бёртона, работы Андерсона словно наполнены летним ветерком, очарованием юности и раскрашены детскими грёзами. Кто знает, вызывали бы его фильмы то щемящее чувство ностальгии и лёгкости, если бы не музыка Александра Деспла?.. Фильмография Уэса Андерсона состоит из 12 полнометражных фильмов, и к четырём, самым характерным из них, приложил руку никто иной, как Александр Деспла. Начав сотрудничество с кукольного мультфильма «Бесподобный мистер Фокс» в 2009 году, Уэс стал приглашать Деспла в качестве постоянного композитора к своим работам. До тех пор музыку к его картинам писал Марк Маверсбо, и не исключено, что в дальнейшем они ещё будут сотрудничать, однако в готовящихся проектах Андерсона на роль композитора приглашён Александр Деспла. Кстати, одного из двух «Оскаров» Деспла получил за саундтрек к фильму Андерсена «Отель Гранд-Будапешт». (Второй за саундтрек к фильму «Форма воды» Гильермо дель Торо). Несмотря на то, что Александр сотрудничал со многими именитыми режиссёрами, такими, например, как Дэвид Финчер и Роман Полански, можно сказать, что с Уэсом Андерсоном у них сложился особенно удачный тандем (возможно, всему виной как раз заработанный в этом тандеме первый Оскар). 🙂

 

Дэвид Линч и Анджело Бадаламенти

Дэвид Линч хорошо известен даже тем, кто не особо интересуется кинематографом. Как минимум один его фильм вы точно видели. Видели, и опять же, с большой долей вероятности, не поняли. Сюрреалист и любитель загадок, туманных образов и символизма, Линч очень тонко подходит ко всем аспектам своих фильмов. Зачастую он приглашает одних и тех же актёров на роли, то же постоянство проявляется и в выборе музыкального сопровождения. Союз Линча и Анджело Бадаламенти можно с уверенностью назвать «союзом двух гениев». Тягучая, «странная» и словно пришедшая из психоделических снов, музыка Бадаламенти идеально дополняет не менее «странные» картины Линча. Начало сотрудничеству положила работа над фильмом «Синий бархат», после которого Дэвид Линч принял решение работать только с Бадаламенти, и вот уже 35 лет держит слово. Композитор даже несколько раз снимался в эпизодических ролях в его фильмах, а за саундтрек к самой известной картине режиссёра — сериалу «Твин Пикс», получил престижную музыкальную награду Грэмми. Несмотря на разницу в возрасте, они так сдружились, что полностью пересмотрели саму концепцию совместной работы, что началось, как раз, с вышеупомянутого «Твин Пикса». В то время как большинство режиссёров выбирают саундтрек уже после завершения съёмок, Линч всецело доверяет Бадаламенти и тот буквально «пишет настроение», на ходу сочиняя будущие шедевры, а благодаря музыке Линч шлифует свои идеи и завершает сценарии.

Ханс Циммер и Кристофер Нолан

Кристофер Нолан — по признанию многих, один из лучших режиссёров современности (он же один из самых кассовых). Начал карьеру снимая отличные триллеры, с запутанным сюжетом, интригующим и держащим в напряжении. Особенно из его ранних фильмов выделился «Помни». Такой успешный старт позволил Нолану браться за крупные проекты, и вот уже какое-то время спустя он снимает нашумевшие «Престиж», «Начало», и, конечно же, научно-фантастический «Интерстеллар», саундтрек к которому был удостоен премии «Оскар». Саундтрек к «Интерстеллару» вышел из-под пера не менее влиятельного и талантливого композитора, широко известного зрителям по громким работам во многих кассовых фильмах. Ханса Циммера называют «главным композитором Голливуда», и на то есть серьёзные основания. Сотрудничество Циммера с Ноланом началось с трилогии «Бэтмена», и продолжилось многими другими крупными проектами режиссёра, за время работы над которыми композитор и режиссёр стали настоящими друзьями. Новость о том, что Циммер не будет участвовать в новом фильме Нолана, удивила и коллег по цеху, и поклонников режиссёра. Однако это, к счастью, не связано с разногласиями — Циммер отказался от проекта друга в пользу «Дюны» Дэни Вильнёва, потому как с детства является поклонником книжного первоисточника. По словам самого Циммера, Нолан отнёсся к его решению с пониманием, и впереди нас, по-видимому, ждёт ещё не одна их совместная работа.

Джон Уильямс и Стивен Спилберг

Стивен Спилберг за годы работы стал синонимом слова «Голливуд». Именно с ним в первую очередь ассоциируются блокбастеры (блокбастер —сверхпопулярный или успешный в финансовом смысле фильм.) Успех пришёл к главному киноделу в середине восьмидесятых. Поворотным в карьере молодого Спилберга можно назвать хоррор «Челюсти», после которого один за одним стали выходить настоящие хиты, фильмы, с которыми в дальнейшем будет ассоциироваться детство большинства людей, родившихся в восьмидесятые и начале девяностых. Такой «взлёт» режиссёра, само собой, не мог остаться незамеченным — некоторые даже начали искать его секрет в съёмочной группе и гениальном композиторе, — Джоне Уильямсе. Они познакомились и начали работать на съёмках «Шугарлендского экспресса». За время работы над картиной они здорово сдружились, и когда Спилберг начал съёмки «Челюстей», он практически сразу пригласил Уильямса в проект (по большей части чтобы вытащить друга из подавленного состояния после смерти супруги). Саундтрек к «Челюстям» в итоге получил «Оскар», получать которые для Уильямса было не в новинку — ведь его композиции номинировались на эту премию более 50 (!) раз. Джон Уильямс написал музыку к 30 фильмам Стивена Спилберга, и они дружат по сей день.

Рубрики

Статьи по теме

Композиторы

Нескучная классика: лучшие современные зарубежные композиторы

Что вы представляете, когда слышите словосочетание «классическая музыка»? Вероятно, в памяти многих...